Пока японцы с корейцами изобретают все новые и новые технические прибамбасы, американцы совершают по-настоящему важные открытия. Совсем недавно в Нью-Йорке придумали чартерные школы.
Началось с того, что местным финансистам, людям небедным и жестоко прессуемым общественным мнением (время-то кризисное!), надоело жертвовать деньги на разные безнадежные благотворительные цели. Деловые люди, они и милостыню подают по-деловому, — смотрят, чтобы впрок пошло. Если увидят, что потрачено не на насущные нужды, а на пропой, — больше не подадут.
А в Штатах, надо заметить, школьное образование (в отличие от великолепного высшего) очень неэффективно; на мой взгляд, много хуже нашего. Вот эти самые мультимиллионеры и стали давать деньги не кому попало, а тем директорам школ, кто из худших учеников смог сделать более-менее нормальных школьников. За короткое время сложилась целая сеть таких «чартерных школ». Учителя в них оплачиваются сдельно, но не в нашем понимании слова «сдельно»; не по количеству проведенных уроков и проверенных контрольных. Учитель получает небольшой оклад, а основная часть заработка зависит от того, насколько поумнели его ученики. Проверка знаний — стандартная, по тестам типа наших ЕГЭ (там во всех классах всех школ уже давно так оценивают).
Результаты невероятные. Появилась новая порода «учителей-шабашников», которые зарабатывают огромные, по американским школьным понятиям, деньги. Как у них это получается, другие учителя не понимают. Возможно, они в прошлой жизни были дрессировщиками, или у них харизма какая-то сногсшибательная, или просто умеют преподавать. Но факт остается фактом – в «чартерные школы» набирают безграмотных и плохо воспитанных детей из негритянских и латиноамериканских кварталов, а через короткое время эти потенциальные отбросы общества показывают вполне приличные знания и умения.
Если профсоюз учителей США не найдет способа прихлопнуть опасную для них инновацию (а попытки ограничить уже начались), то через некоторое время по всему миру прокатиться волна школьных реформ. И нынешний бестолковый образовательный собес (а он везде собес, от Канады до России и от России до Японии) наконец-то закончится. Учительская профессия перестанет быть почетной и безденежной миссией, школы расстанутся с важной функцией камеры хранения детей, а учитель станет богатым профессионалом.
Жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе…
А.Н. Некрасов