В прошлом году законодательно ввели минимальную границу водочной цены в розничной торговле. Стало нельзя продавать дешевле 90 рублей за поллитра. Затем, с 1 января 2011 года, подняли эту минимальную цену до 100 рублей за поллитровку. Мера оказалась чрезвычайно эффективной. Ведь все прошлые годы около половины проданного в магазинах спиртного было «левым», то есть прошедшим мимо государственного учета, мимо акцизов и прочих платежей в казну. Эта обычная водка, произведенная на обычных ликеро-водочных заводах в официально несуществующую ночную смену, или как-то иначе утаенная от учета. Были разные подсчеты разных ведомств и аналитиков, но все они показывали, что количество «левого» и «правого» алкоголя сопоставимо.
Торговля охотно закупала этот «левый» алкоголь по низкой цене (ведь без налогов себестоимость его тоже низкая), а затем незадорого продавала страждущему населению. На магазинных полках дешевая «левая» водка успешно вытесняла дорогую (из-за честно уплаченных акцизов) «правую». Как только продавать дешевую водку запретили, «левый» товар утратил свое ценовое конкурентное преимущество. Люди стали покупать «правую» водку вместо «левой»; торговцы, соответственно, перестали закупать «левую» у производителей.
У изготовителей «левой» водки осталось одно спасение – добиться запрета на продажу водки в ночные часы, и, по возможности, в выходные и праздничные дни. Как только с полок и прилавков исчезает официально учтенная «правая» водка, из-под прилавков появляется «левая». Всякое ограничение или запрет спиртного – это доход нелегальных производителей и продавцов. И началась в прессе пропагандистская кампания против ночной продажи крепких напитков, и возвысили свой гневный голос прикормленные водочным лобби депутаты, журналисты, эксперты потребительского рынка и прочие профессиональные борцы с пороками.
Сколько раз можно наступать на одни и те же грабли? Похоже, что до бесконечности. Рядовые граждане даже не задумываются над тем, зачем их обкладывают запретами, как волка флажками. Раз богатые и влиятельные люди вдруг стали требовать каких-то ограничений для всех потребителей, значит им, богатым и влиятельным, это зачем-то нужно.