За последние два-три десятка лет в Ярославле прибавилось мест отдыха и развлечений. А население уменьшилось примерно на 40 тысяч человек. Поэтому каждое развлекательное или культурное мероприятие собирает все меньше народу. Когда-то, на излете советской эпохи, волжская набережная при хорошей погоде была заполнена гуляющими людьми, это можно видеть на фотографиях. Сейчас в дополнение к верхней появились нижняя волжская и которосльная набережные, и все они, по меркам недавнего прошлого, пустуют.
То же самое с парками. Город расползается вширь, и старые парки остаются без посетителей. Например, детский парк на проспекте Ленина, парк Ярославского моторного завода, парк «последних надежд» (бывший парк Ярославского шинного завода на Первомайской), — там, кроме немногочисленных родителей с колясками, можно встретить лишь редкие компании с пивом.
Вахтеры и уборщицы бывших заводских домов культуры обрели долгожданный покой и тишину на рабочем месте. Никто не шумит, не бегает по коридорам, не толпится в очереди в гардероб. Даже не верится, что одно поколение тому назад все это было живым и беспокойным.
Главная причина, конечно, не в лени и апатии нынешних ярославцев, вдруг ставших домоседами. Просто в 1980-е годы на душу населения приходилось гораздо меньше квадратных метров жилья, и далеко не во всех семьях каждый человек имел свою комнату. Люди уставали от тесноты, от неизбежных препирательств с родственниками по бытовым и прочим поводам, и искали отдых за пределами родных стен. То есть шли в кино, в парк, на каток, на футбол. Парни и девушки были вынуждены туда ходить, — им просто негде было побыть друг с другом (не домой же подругу вести, к семейному столу и шныряющим под ногами малолетним братьям-сестрам). А ведь еще и в коммунальных квартирах многие жили. Оттуда не то что парк, но даже вокзал покажется местом отдыха.
Сейчас, слава богу, люди идут в кино, на набережную, в парк и на концерт не от безвыходности, а лишь тогда, когда им действительно хочется сходить именно туда. Оказалось, что большинству из нас это не очень-то и нужно. Чем просторнее и комфортнее квартиры, тем меньше стимула их покидать. Поэтому я очень сомневаюсь в целесообразности закладки новых парков, устройству многоярусных набережных, и тому подобного. Практически пустой «Парк Тысячелетия Ярославля» может служить тому доказательством.