В пятницу в Ярославль прибыла небольшая делегация одной из самых престижных бизнес-школ мира – Wharton Business School из США (штат Пенсильвания); стоимость учебы 60 тысяч долларов в год плюс затраты на проживание. Они встречались с такими же, как они, ярославскими студентами-менеджерами (теми, что учатся по программе МВА; то есть, уже имея высшее образование, получают специальное бизнес-образование). Сели друг напротив друга, посмотрели друг другу в глаза, и стали рассказывать о своем житье-бытье.
Выяснилось много неожиданного. Когда все рассказали о своем практическом опыте, то оказалось, что русские гораздо больше крутились в настоящем бизнесе и лучше знают реальную деловую среду. Американцы (точнее, американки, так как все трое участников их делегации были лицами женского пола) внешне напоминали так называемых «ботаников» — умные глаза, аккуратные выражения, безупречный «ботанический» послужной список (отличные оценки в школе, стажировки на офисных должностях в лучших международных компаниях, знание нескольких иностранных языков). Плюс к тому хорошие манеры за столом (беседа плавно перетекла в ужин в близлежащем ресторане).
Следующее открытие – принципиально разное отношение к своей судьбе. Американцы абсолютно уверены, что их будущее зависит только от их собственных усилий и ни от чего другого. Они знают, что если они получат хорошую квалификацию, то карьера сложится хорошо. По ходу разговора зарубежные гости обменивались мнениями о преимуществах и недостатках тех университетов, где они получали степень бакалавра (говоря по-нашему, получали первое высшее образование). Выяснилось, что в Америке главная разница между хорошими, средними и плохими университетами в том, сколько времени студенты занимаются. В лучших университетах они уходят из аудиторий и лабораторий примерно в 17:00, в средних по престижности ВУЗах в 14:00, в плохих — гораздо раньше.
Русские вспомнили недавние студенческие годы, и объяснили, что их реальная квалификация мало связана с набором книжных знаний, что жизнь требует совсем других умений и навыков, которые можно получить лишь в практической деятельности. Наши-то предполагали, что в американских бизнес-школах учат нужным вещам, а оказалось, что там учат вещам, нужным лишь в Америке. Там «ботаник» и есть эффективный менеджер, он-то и приносит прибыль. А знаниям, нужным в России, учит сама жизнь.