Человеческая порода так устроена, что в ней всякий персонаж, даже самый странный, зачем-нибудь нужен. У представителей творческой богемы тоже есть свои неотъемлемые функции. Одна из них – предсказывать сдвиги в общественном сознании, предугадывать резкие изменения в представлениях о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Как правило, они выполняют эту работу крайне небрежно, выдавая обществу сигналы в смутной, малопонятной форме, так что их приходится расшифровывать.
За последний месяц сразу трое кумиров: режиссер Ларс фон Триер, модельер Джон Гальяно и актер Чарли Шин отметились скандальными высказываниями в поддержку нацизма и даже лично Адольфа Гитлера, тем самым присоединившись к актеру и режиссеру Мелу Гибсону, уже давно демонстрировавшему аналогичное поведение. К чему бы это? Еврейские общины по всему миру встревожились, ожидая очередного раунда антисемитских настроений. Думая, они зря беспокоятся. Рассуждения прославленных креативщиков о пользе нацизма имеют другого адресата.
Предрассудки и фобии в общественном мнении надо толковать так же, как сны. Ведь известно, что во сне люди тонко анализируют свою жизненную ситуацию, отношения с окружающими, могут предвидеть то, о чем наяву никогда бы не догадались. Но при этом во снах реальные житейские обстоятельства «зашифрованы». Например, снится какая-то слишком крутая лестница, а проснувшись, человек понимает, — не видать ему повышения по службе, как свои ушей.
Если посмотреть под таким углом зрения на выходки Триера-Гальяно-Шина-Гибсона, то становится ясно – в коллективном подсознании зреет общественная мобилизация против иммигрантов. Какую главную черту нацизма выделяют люди? – То, что нацизм ставит интересы своего народа выше интересов других народов. Политкорректность стремительно выходит из моды, но откровенно провозглашать лозунги в защиту англичан, французов и немцев от приезжих мусульман пока решаются немногие. Так что, когда в наши дни начинают перетряхивать истлевшие гитлеровские кости, эта история не про антисемитизм, эта история про непростые отношения с «понаехавшими» иммигрантами.
Россия, как уже не раз бывало, внезапно оказывается в авангарде событий. Столетие назад пролетарская революция зрела-зрела в Европе, да так там и не случилась. А случилась она почему-то у нас, вдали от настоящего капитализма. Прошлогодние декабрьские события на Манежной площади в Москве показали, что традиция совершать исторические глупости для вразумления остального мира у нас сохранилась и свято поддерживается.