На улицах итальянских городов – массовое ликование. Наконец-то опостылевший всем премьер-министр, а по совместительству олигарх, шоумен и плейбой, ушел в отставку. Как же политик, долгие годы вызывавший раздражение у населения, мог так долго править страной?
Такова итальянская политическая система, именуемая «парламентской демократией». Реальный глава государства не избирается всеми гражданами, а получает свой пост в ходе закулисных сделок между несколькими политическими партиями в парламенте. Обмениваясь взаимными уступками ради создания правительственной коалиции, партии готовы сделать премьер-министром не того, кто люб большинству избирателей, а того, кто удобнее парламентским фракциям этих политических партий. Представить себе на месте американского президента фигуру, хотя бы отдаленно напоминающую Берлускони, просто невозможно. При прямых выборах главы государства такая экзотическая и прикольная личность не имела бы никаких шансов.
В этом смысле у Ярославля есть некоторая гарантия от «итальянского синдрома». Мэр нашего города избирается прямым голосованием ярославцев. Однако Ярославль относится к меньшинству крупных городов, сохранившему прямые выборы городского главы. Большая часть жителей российских областных центров уже лишена такой возможности, – за них главу исполнительной власти назначают депутаты муниципалитетов. Почти как в Италии, только в провинциальном исполнении и с присущей россиянам откровенностью.
Договоренности между депутатами достигаются в ходе голосования подавляющим большинством, а где такого большинства нет – в ходе торгов за доступ к тем или иным ресурсам города или куску городского бюджета. Так что на постах мэров в нашей стране скоро можно будет увидеть любого, кто смог договориться с десятком-другим муниципальных депутатов. Если Берлускони на старости лет вдруг надумает, чтобы быть поближе к красивым женщинам, съездить порулить каким-нибудь областным центром в России, то у него тоже есть такая возможность. Что-что, а договориться с узким кругом влиятельных лиц он сумеет.