8 ноября полиция задержала 98 болельщиков «Шинника». Они шли по улице Свободы в сторону стадиона на последний матч сезона. Шли по проезжей части, что и дало формальное основание полиции вмешаться. Сотня фанатов была задержана, доставлена в отдел полиции, составлены соответствующие протоколы. Таковы сухие факты.
Если же посмотреть на суть произошедшего, то ближайшая, хотя и несравненно более масштабная аналогия, — 9 января 1905 года, «кровавое воскресенье». Тогда толпы вполне верноподданного народа пошли, в нарушение существовавшего порядка, подавать прошение царю. Поскольку нарушение правил было налицо, власть приказала разогнать бунтовщиков. Мирная демонстрация монархистов была расстреляна, вера в доброго царя исчезла, и в России разразилась революция.
Несмотря на принципиально разный размах и объем последствий, оба описанных выше случая объединяет общая черта – абсолютная неадекватность действий правоохранительных органов. Ярославское фанатское сообщество – ценный актив города и области. Это люди, во-первых, любящие Ярославль, во-вторых, жертвующие собственные время и силы на общегородские нужды, в-третьих, находящиеся вне политики и межпартийной борьбы. Вместо того, чтобы отблагодарить болельщиков «Шинника», готовых в холодную погоду ради своей команды надрывать горло и поддерживать ощущения живой спортивной жизни в городе, власти отнеслись к ним как к врагам. И за один вечер сделали из них врагов.
Видимо, жесткие федеральные указания по поддержанию порядка в предвыборный период окончательно вытеснили у наших правоохранителей здравый смысл. Я не знаю, какие страхи руководят большими начальниками, которые присылают из Москвы инструкции в стиле «Кто не с нами, тот против нас». Выборы приходят и уходят, а нам здесь жить. Если, не дай бог, через несколько лет в нашей стране разразятся массовые волнения (к чему постепенно идет дело) с хорошо известными нам последствиями (см. историю ХХ века), то благодарить за это надо будет и тех, кто принимал дурацкое, и, скажем честно, дестабилизирующее решение о задержании болельщиков «Шинника».