В далекие 1990-е уехавшие в США русские жаловались мне на упертость американских эйчаров, не понимавших, что выпускник советского или российского института, или академии – это человек с высшим образованием. Ведь в Штатах учатся именно в университетах, а институт – это научное учреждение, а не вуз. Хуже всего приходилось выпускникам легендарного Бауманского высшего технического училища, которые не могли доказать, что они – не из ПТУ. Затем все вузы России переименовались в университеты, и данная семантическая проблема ушла в прошлое.
Нынешний курс на изоляцию России снова сделал актуальным возведение барьеров на пути эмиграции. 24 мая этого года министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков в разговоре с изданием «Коммерсант» заявил:
К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики…
Безусловно, если российских студентов станут учить 5 лет, как в СССР, и называть выпускников «специалистами», то в случае эмиграции им будет сложнее трудоустроиться. Ведь в штатных расписаниях зарубежных организаций есть места для бакалавров (4 года обучения) и магистров (еще 2 года), но не для непонятных специалистов с пятью годами. Кроме того, закроется такой популярный способ эмиграции, как поступление в зарубежную магистратуру по окончании бакалавриата в России.
Госдума оперативно начала работу над подготовкой соответствующих изменений в законодательстве. И тут выяснилось, что система образования – весьма инерционная машина, которую не так-то просто повернуть вспять. Недовольны и университеты, и студенты. Возникли и юридические закавыки. Те студенты, кто в прошлом году поступил на 4-летний бакалавриат, не могут быть переведены в 5-летний специалитет, так как учебные планы уже утверждены, и первый год уже прошел по 4-летней программе. Более того, по окончании бакалавриата этим студентам придется сохранить возможность получить полное высшее образование, то есть учиться в магистратуре. Это конституционное право, его нельзя так просто отменить. Значит, придется сохранять магистратуру еще как минимум на 5 лет. А в наших условиях 5 лет – это почти вечность, так далеко никто не заглядывает.
Вот и пришлось образовательному начальству отыгрывать назад. Уже 27 июня на думских слушаниях было заявлено, что двухуровневая система высшего образования останется. Единственная существенная неприятность, – будут приняты меры для того, чтобы ограничить поступление в магистратуру выпускников бакалавриата так называемых «непрофильных специальностей». Раньше я преподавал в магистратуре не только выпускникам «родного» экономического факультета демидовского университета, но и математикам, инженерам, политологам, психологам, и прочим молодым людям разных специальностей и талантов. Группы были интересными, дискуссии горячими, подходы и методы – многообразными. Теперь, похоже, возвращаемся к стандартизованному учебному процессу в однородных группах студентов с одинаковым жизненным опытом и одинаковым учебным бэкграундом.
Почему именно данное изменение, в отличие от заявленных других, было в конце концов поддержано? Потому что оно отражает интересы преподавательского корпуса. Профессора и доценты давно жаловались, что в магистратуре приходиться учить как «своих» студентов, кого они учили уже 4 года бакалавриата, так и «чужих», которые не знают азов данной специальности. Это трудно, непривычно, и гораздо удобнее работать с группой, где все знают и умеют одинаково. Иначе говоря, из магистратуры окончательно изгоняется многообразие – главное достоинство магистратуры. Печально…
Как бы то ни было, выпускники бакалавриата не стали ждать исхода споров о том, есть ли будущее у магистратуры, и «проголосовали ногами». Они просто не пошли в магистратуру. Набор 2022 столкнулся с фактическим бойкотом со стороны потенциальных абитуриентов. Бесплатные места худо-бедно заняли, а вот платные по большей части проигнорировали. Я руковожу магистерской программой «Управление персоналом», так что почувствовал отеческую заботу родного министерства на собственной шкуре.