Некоторые мифы столетиями господствуют в умах, хотя легко могут быть опровергнуты статистикой или даже простыми логическими рассуждениями. К числу таких устойчивых заблуждений относится всеобщая уверенность во вреде алкоголя. Мол, спиртное – абсолютное зло, и чем его меньше, тем лучше.
Борцам за трезвость не приходит в голову сопоставить общеизвестные исторические факты. В человеческой истории центры прогресса почему-то совпадали с центрами производства и распространения алкоголя. Начать с того, что индоевропейские народы, давшие миру своеобразную «матрицу» современной цивилизации, отличались от прочих, в частности, освоением процесса брожения и, соответственно, умением делать вино.
Самое плодотворное явление древности – античность – расцвела на базе винодельческих Древних Греции и Рима. Именно греки научили пить окружающие народы, именно греки разбогатели на виноторговле по всему тогдашнему миру. Почему история выбрала в качестве «избранного народа» самый пьющий на тот момент народ? Римляне, перехватив у греков эстафету цивилизационного развития, продвинули виноградарство и виноделие во все провинции Римской Империи, и там, вместо пьяного одичания и деградации, почему-то ускорилось развитие. А вот разрушившие империю варвары-германцы пришли из лесов и болот, где виноград тогда не рос, и вина у них не было.
В те далекие времена в Европе цивилизация распространялась лишь до тех пределов, где вызревал виноград. Но «голь на выдумки хитра» – в северных странах расцвело пивоварение, а затем освоили перегонку и крепкий алкоголь. Монополия «виноградных» народов на прогресс закончилась, эстафета перешла к народам пивным и водочным: англичанам, северным немцам, скандинавам, голландцам.
Какая самая развитая страна в XVII веке? Однозначно, Голландия. Мировая торговая и финансовая империя, наивысший ВВП на душу населения, политическая демократия, расцвет культуры и науки; городской образ жизни, почти на два столетия опередивший свое время. Какая самая пьющая страна XVII века? Та же Голландия. Чего стоит один только закон, объявлявший недействительным любой документ, если он был подписан после трех часов дня. То есть уже к трем часам дня типичный голландец был пьян в стельку и мог подписать что угодно. А каковы наиболее распространенные бытовые сюжеты на полотнах «больших» и «малых» голландцев? Возлияния и пьяные скандалы…
Может быть, алкоголь не сопутствует прогрессу, а лишь паразитирует на нем? Может, если бы не потребление спиртного, мир развивался бы еще быстрее? Богатая на «загогулины» история человечества поставила и такой эксперимент. Обширная группа стран с населением более миллиарда человек – так называемый исламский мир – почти не пьют. Однако нельзя сказать, что уровень цивилизованности данных народов возрастает быстрее, чем в среднем по миру. Скорее, наоборот. На пике своего расцвета, примерно тысячу лет назад, исламский мир (как, впрочем, и Китай) сильно опережал Европу по большинству экономических и социальных показателей. С тех пор непьющий Восток и малопьющий Китай заметно отстали, а Европа (вместе с европеизированной Северной Америкой) рванула вперед.
За последние десятилетия образ жизни японцев, южных корейцев, а затем и китайцев все больше походит на образ жизни европейцев. Соответственно, резко возрастает и употребление спиртного. Однако негативных демографических последствий не отмечается – продолжительность жизни растет. Например, 100 лет назад в почти непьющей Японии люди жили в среднем около 40 лет; города страдали от нехватки рабочих рук. Сейчас там пьют по 4 литра (в пересчете на чистый спирт) на японскую душу в год, как в СССР при Хрущеве, и живут чуть ли не дольше всех в мире. Аналогичным образом, после присоединения Сибири к России и последующего приобщения местных племен к водке, у коренных народов начались проблемы с пьянством. Но это печальное обстоятельство не помешало аборигенам за короткий срок втрое увеличить свою численность, что зафиксировано в русских переписях «ясачного» (то есть обязанного платить дань – ясак) коренного населения.
А где еще живут долго? Преимущественно в пьющих Европе, Канаде, Австралии. Из непьющих в этом элитном списке – лишь сверхбогатые Объединенные Арабские Эмираты. Спрашивается, почему же тогда Россия, по потреблению алкоголя равная Западной Европе (по официальным данным, на одного россиянина приходится 17 литров чистого алкоголя, по данным Всемирной Организации Здравоохранения – 13 литров), так уступает в продолжительности жизни? Так ведь на повышенную смертность влияют многие причины, начиная от качества питания и состояния медицины и заканчивая нарушениями правил дорожного движения. В 10‑м номере журнала «Эксперт» за этот год приведена таблица, наглядно демонстрирующая, что «гипотеза об отрицательной зависимости продолжительности жизни и уровне потребления алкоголя не подтверждается. Рассуждая формально, наш анализ свидетельствует скорее об обратном: дополнительный литр чистого спирта, выпитый в стране за год, по линейному тренду удлиняет жизнь мужчин на год, а женщин – на полтора».
Приведенные выше рассуждения вряд ли убедят родственников конкретного алкоголика, на собственной шкуре узнавших, что спиртное есть абсолютное зло. Точно так же можно указывать на пример разорившегося в конкурентной борьбе предпринимателя и на этом основании требовать запрета конкуренции как причины людских несчастий. Возможно, в человеческом обществе алкоголь играет роль, сходную с конкуренцией: он ускоряет отбор и «выбраковку» социально уязвимых особей. Судя по темпам развития «пьющих» народов, обществу это, как минимум, не вредит. А что касается судьбы отдельного человека, то историческому прогрессу на нее, похоже, наплевать…
Статья опубликована в журнале «Элитный квартал»