Меню Закрыть

Автозаправка как физическая аномалия

Примерно полгода назад я случайно обнаружил, что на заправках «Газпромнефти» покупателям начисляют неплохие бонусы, которые можно там же обменять на бесплатный бензин. Поначалу получалась некоторая экономия. Ну, думаю, теперь все водители будут проезжать мимо заправок Лукойла, Славнефти, ТНК и прочих жадин, и искать – «А где благодетельная Газпромнефть?»  Однако прошел месяц, другой, третий, все конкуренты живы, и водители по-прежнему заправляются где бог на душу положит. Или они счастья своего не понимают, или я чего-то не знаю.

Впрочем, теперь и я знаю. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Я обнаружил эту мышеловку в бензобаке своего автомобиля. Выяснилось, что раньше, когда я заправлялся где попало, в бак входило не более 50 литров бензина. Что соответствует паспортным данным моей машины. Но за последние полгода бензобак по непонятным причинам углубился. Милые девушки с газпромнефтевской бензоколонки (на углу Магистральной и Городского Вала) стабильно заливают в него все 53 литра.

Как же им удается втиснуть 53 литра в 50-литровый бак? Да еще с улыбкой, с добрым пожеланием клиенту, мол, приезжайте еще. Конечно, приеду! Где еще можно вплотную столкнуться с необъяснимым нарушением основных физических законов. В конце концов, непонятно куда девшиеся 3 литра не столь уж большая плата за регулярный повод поразмышлять о том, как человек, венец творения, преображает даже кондовые физические константы.

Если же посмотреть на данный феномен с точки зрения экономической теории, то все станет ясно. Не может быть для потребителя никаких льгот и милостей, если продавца к этому не принудит конкуренция. Как у нас с конкуренцией в розничном секторе нефтехимической отрасли? Никак. Автозаправки нескольких крупнейших компаний, даже расположенные рядом, не конкурируют между собой. Почему? Потому что их немногочисленные и хорошо знакомые друг с другом хозяева решают свои бизнес-проблемы не в конкурентной борьбе, а в полуофициальных разговорах в кабинетах причастных к бизнесу госчиновников. И все это не выезжая за пределы Садового Кольца. В теории такое положение называется странным словом олигополия, — вся власть на рынке в руках нескольких гигантов; им выгоднее не конкурировать, а обдирать потребителя сообща.

Сходить, что ли, на автомобильную барахолку – посмотреть на настоящую конкуренцию?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.