Водители каких машин более вежливо ведут себя на дороге – те, кто сидит за рулем новых иномарок, или же шоферы грузовиков, «Жигулей» и разнообразного импортного металлолома 20-летней давности? От кого с большей вероятностью можно ожидать остановки перед «зеброй» для того, чтобы пропустить пешехода? Проще говоря, кто как водитель более цивилизован — богатый или бедный?
Десять-пятнадцать лет назад ответ был бы однозначен: «новые русские», оседлавшие дорогие машины, ведут себя как варвары, и по сравнению с владельцами «Лад» и «Москвичей» являются хамами и нарушителями всех возможных правил и дорожных приличий. Пешеходы в панике разбегались с проезжей части, когда к ним со свистом приближался очередной «Мерседес» или BMW. Попытка не уступить дорогу «крутой тачке» была для водителя «Жигулей» своего рода экстремальным видом спорта, чреватым тяжелыми последствиями.
С тех прошло совсем немного времени – 10-15 лет, с исторической точки зрения – миг. А положение изменилась на 180 градусов. Все чаще можно видеть, как дорогие машины великодушно уступают дорогу прочему транспорту и терпеливо «пережидают» людской поток на пешеходных переходах и трамвайных остановках. Их водители по-прежнему часто нарушают дорожные правила, но нарушают по привычке и ради собственного удобства, а не для того, чтобы подчеркнуть свое превосходство над окружающими, продемонстрировать им свою «крутизну».
Зато на другом социальном полюсе, в среде водителей потрепанных авто, нравы заметно ожесточились. Затерроризированные растущими денежными аппетитами своих жен, подруг и детей, затравленные телевизионным гламуром и лезущими в глаза проявлениями чужой роскоши, они садятся за руль с подсознательным намерением отомстить за все. Для таких водителей дорожное хамство — форма социального реванша, механизированный «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Сводки с фронтов этого бунта регулярно появляются на местных телеканалах, поток убитых и раненых бесперебойно поступает в травмопункты. На обслуживании этого бунта процветает целая армия гаишников, жестянщиков, страховых агентов и прочих профессионалов (от первой помощи – до последнего долга).
Впрочем, есть проблема, перед лицом которой объединяются все, от владельцев холеных «Лексусов» до шоферов разваливающихся на ходу «Москвичей 412». Это ГИБДД. Дорожная инспекция играет в нашей стране ту же роль, что выполняет внешняя угроза по отношению к раздираемому социальными смутами государству, — она объединяет нацию перед лицом супостата. И вот водители, еще совсем недавно вытеснявшие друг друга на обочину, начинают подмигивать фарами, предупреждая неведомого им встречного (может быть, даже классово чуждого элемента) о затаившейся в кустах ГАИшной засаде. Поблагодарим же работников ГИБДД за такие счастливые минуты национального единения!
Если же говорить серьезно, то эволюция дорожного поведения водителей дорогих машин – важный симптом, свидетельствующий об оздоровлении морального климата нашего общества. «Новые русские» начала 1990-х беспредельничали за рулем во многом именно потому, что позиционировали себя как людей, находящихся выше других и выше любого закона. Они вели в соответствии с так называемыми общественными ожиданиями по поводу их поведения. Люди воспринимали их как « отмороженных», «братков», и они оправдывали эти ожидания.
По-видимому, сегодня общественные ожидания меняются. Общественное мнение воспринимает водителей роскошных авто уже не как разбогатевших бандитов, мчащихся с одной разборки на другую, а как полумифических обитателей респектабельных коттеджей из многочисленных сериалов о «сладкой жизни вдоль Рублевского шоссе». От них ждут не дорожного хамства, а некоего гламура во всем. И водители волей-неволей вынуждены помаленьку следовать общественной моде. Думаю, что года через два-три вежливость за рулем станет повальным увлечением, которому будет подчиняться (другое дело, искренне или нет) добрая половина автомобилистов. Именно так, без помощи ГИБДД, наше общество корректирует дорожное поведение отдельных индивидуумов, а заодно меняется само. Получается, что все больше наших соотечественников воспринимают богатых людей уже не как спекулянтов, у которых надо конфисковать полученное при приватизации имущество, а как образ жизненного успеха, который надо уважать и к которому, по возможности, надо стремиться.
Немалый вклад в налаживание классового мира вносит растущая армия женщин-водителей. По своему социальному происхождению они, в основном, являются женами, дочерями и подругами представителей среднего класса, и ездят на новеньких свежевымытых иномарках средней ценовой категории. Поскольку им нет необходимости доказывать на дороге свою крутизну (у женщин другие критерии крутизны), они могут себе позволить быть вежливыми и предупредительными по отношению к другим участникам дорожного движения. Они знают, что это не будет воспринято как проявление их слабости и неуверенности в себе, чего все время боятся водители-мужчины. Будучи наиболее цивилизованной частью автомобилистов, женщины-водители тем самым оказывают умиротворяющее воздействие на общественные нравы в целом.
Впору вывесить вдоль дорог лозунги: «Девушки – за руль! Спасай Россию!»
Статья размещена в журнале «Элитный квартал»