Чтобы мало зарабатывать, надо много учиться
Народная мудрость
Эта народная мудрость была широко распространена в недавние советские годы. Инженеры получали меньше рабочих, а рядовые конторские служащие, даже имевшие высшее образование, обоснованно считались едва ли не самыми обездоленными в материальном смысле людьми на свете. Государство целенаправленно занижало зарплату интеллигенции и завышало заработки рабочих и колхозников. В этом не было какого-либо идеологического или иного злого умысла, — просто иначе невозможно было бы заполнить рабочие места в цехах и на фермах. Многих людей угроза предстоящей бедности останавливала на подступах в приемной комиссии института или техникума, и направляла в сторону ПТУ. Там, конечно, все скучно и по-простому, зато денежно. Чтобы типичная семья чувствовала себя обеспеченной, хотя бы один из супругов должен был находиться на рабочей должности.
В смутные 1990-е вся эта госплановская благодать рухнула, и размер зарплаты стал зависеть, главным образом, от того, какая это отрасль экономики – «выгодная» или «невыгодная». Скажем, в Межрегионгазе, в Сбербанке, на табачной фабрике, и рабочий, и инженер, и менеджер не бедствовали. А на обувном предприятии или на оборонном заводе всем было плохо, независимо от должности (разумеется, кроме узкой группы лиц, причастных к «откатам»).
Постепенно, по мере созревания рыночной экономики, стала налаживаться новая «табель о рангах», новая иерархия доходов. Верхние ступеньки зарплатной пирамиды заняли сбытовики и финансисты, пониже – юристы и компьютерщики, еще ниже – линейные менеджеры, главные специалисты технического профиля, рекламщики, пиарщики, снабженцы, экономисты; далее, по нисходящей, – «неглавные» бухгалтеры, кадровики, и т.д. Казалось бы, вот он, – общедоступный путеводитель по будущей карьере. Выбирай себе хорошую профессию, получай соответствующее образование, набирайся необходимого опыта, — и безбедная жизнь обеспечена. Как говорил некто В. И. Ульянов: «Цели ясны, задачи определены, — за работу, товарищи!»
Однако, начиная с прошлого года, рынок труда стал посылать странные сигналы. Во-первых, замедлился темп продвижения по службе руководителей рыночного профиля, — вышеупомянутых сбытовиков и снабженцев, финансистов, юристов и рекламщиков. Во-вторых, необоснованно выросли заработки рядового персонала, в первую очередь продавцов и так называемых «продавцов-консультантов». Когда же весной этого года открылся торговый центр «Вернисаж», и продавцы с грузчиками со всех магазинов города рванулись туда на работу, стало понятно, что структура ярославской экономики в очередной раз изменилась, и нас ждет неизбежный передел рынка труда.
По мере того, как ярославский бизнес захватывается столичным капиталом, рабочие места квалифицированных управленцев и специалистов переезжают в Москву. Каковы кадровые последствия скупки контрольного пакета акций ярославского завода каким-нибудь московским холдингом? Финансовые потоки переводятся в столицу (с соответствующим увольнением, за ненадобностью, лучшей части финансового отдела). Централизуются пиар и реклама (с лишением местных рекламщиков каких-либо творческих функций; им остается только контролировать, как размещается на билбордах и местных телеканалах присланная из холдинга рекламная продукция). Функции снабжения и сбыта переводятся в московский офис (ярославские сотрудники коммерческих отделов больше не нужны), и так далее. В перспективе – ликвидация конструкторского бюро (новые модели продукции уже не будут разрабатывать на местах; а, скорее всего, купят за границей лицензию на производство); увольнение программистов (предприятия холдинга обеспечиваются софтом централизованно), и так далее.
Зато растут, как грибы после чернобыльского дождя, супер-, гипер- и мега-маркеты, боулинги, кафе и пиццерии, трактиры и рестораны, ночные клубы и гостиницы. Всем им нужны продавцы, охранники, грузчики, официанты, кассиры, уборщики помещений, вышибалы, мойщики окон, вахтеры, и прочий персонал столь же высокой квалификации. Их не хватает, и конкуренция за кадры заставляет работодателей поднимать зарплаты все выше и выше. Недавно ярославские кадровики с ужасом узнали, что несколько строящихся торговых комплексов уже начали набор персонала, и предлагают продавцам сказочную заплату. Для нашего малого бизнеса это катастрофа – скоро он потеряет всех своих продавцов, поваров и официантов. Зато офисы могут спать спокойно, — никто не собирается переманивать их сотрудников к себе. С офисными функциями Москва справиться сама, без ярославского участия.
А затем Россия вступит в ВТО, контрольные пакеты акций столичных холдингов купят иностранцы, и офисные рабочие места из Ярославля станут переезжать уже не в Москву, а транзитом в Лондон или Нью-Йорк. Вслед за ними потянуться в аэропорты обладатели дипломов с гордо звучащими специальностями: финансист, логистик, специалист по ценным бумагам и страхованию, системный администратор. Все вернется на круги своя. Как и тридцать лет назад, скучный неквалифицированный труд за прилавком будут оплачиваться лучше, чем творческая работа в рекламном отделе или в конструкторском бюро. Потому что продавцов нужно много, и их не хватает, а конструкторы и рекламщики в нашем городе почти не нужны, — пусть в Москву едут, там, может, и найдется для них работа.
Описанный выше печальный сценарий уже начал воплощаться в жизнь, просто никто, кроме отделов кадров, этого не замечает. Последними, как всегда, спохватятся университеты, когда резко упадет число желающих поступать на вчера еще престижные факультеты. Что же касается амбициозных молодых людей, готовых биться за свою карьеру, то, как только они поймут, что в родном городе им не светит, они уедут туда, где есть возможность найти достойную их способностей работу.
Статья опубликована в журнале «Элитный квартал»