С каждым годом растет число действующих церковных приходов. В Ярославле для этого особенно хорошие условия – сохранилось невероятно много зданий дореволюционных храмов. Понятно желание верующих возродить общину в каждой церкви, где она когда-либо была. Но иногда полезно спуститься с небес на землю и задаться прозаическим вопросом – а сколько церковных приходов сможет прокормить ярославское население?
Наивно было бы полагать, что степень религиозности наших земляков в двадцать первом веке будет такой же как в девятнадцатом, что церковь заменит людям и клуб, и собес, и выпуск новостей, и интернет-общение, и все прочее. Вряд ли сегодняшние студенты и школьники, повзрослев, станут проводит в церквях столько же времени, сколько их прапрадедушки и прапрабабушки. Даже если они будут глубоко верующими, они найдут множество других способов реализовать свои религиозные потребности – православные телепередачи (как в США) интернет-сайты, религиозные телеконференции по скайпу, и тому подобное.
А счет чего же в таком случае содержать приходскую церковь, чем платить священникам? Одними разовыми платежами за венчания, крещения, отпевания, поминовения здесь не обойдешься. В протестантской Европе, где коренное население давно уже посещает церкви только по обязательным поводам, в большинстве стран существует что-то вроде местного добровольного налога на содержание прихода. Но в той же Дании, где такой порядок воцарился давно, церковных зданий мало, они имеют скромные размеры и очень аскетический интерьер. Содержать их относительно недорого.
Если представить себе, сколько потребуется средств на содержание прославленных ярославских храмов и налаживание в них полноценной приходской жизни, то станет ясно – скудные кошельки немногочисленных энтузиастов-прихожан (преимущественно пенсионерок) с этой задачей не справятся. Каждое церковное здание, переданное государством для организации нового прихода, осложняет и без того скудное финансирование всех остальных церковных общин. Тонкий слой прихожан размазывается по все большей площади. Не хотелось бы стать свидетелем того, как чудом сохранившиеся в годы Советской власти храмы снова приходят в упадок; на этот раз – по финансовым причинам.