Что самое плохое в хорошем городе?
За последние годы на Ярославль вылилось столько комплиментов, что впору удивляться – почему ивановцы, костромичи, вологодчане, череповчане и прочие жители соседних городов не побросали свои убогие населенные пункты и не переехали в наш чудесный, всемирно прославленный тысячелетний Ярославль. Раз они до сих пор этого не сделали, значит, не настолько Ярославль лучше их городов, чтобы оправдать расходы на переезд, куплю-продажу жилья, поиски работы, и прочие связанные с переездом хлопоты. Действительно, ведь не одни же только преимущества в нашем городе перед соседями. Есть, наверное, и какие-то невыгодные по сравнению с ними стороны нашей жизни. Какие же именно?
На мой взгляд, главный дефект Ярославля – плохая структура, неудачное расположение городских районов и связей между ними. Город вытянут вдоль Волги почти на 40 километров, то есть расстояние из одного конца Ярославля в другой больше, чем диаметр Москвы по МКАД. Население в 17 раз меньше, чем в Москве, а длина города больше. Поэтому на каждую единицу полезной деятельности (доставка товара в магазин, поездка на работу и с работы, посещение родственников, поход в театр, выезд из города на природу) ярославцам приходиться тратить куда больше времени, денег, бензина и нервов, чем жителям, скажем, Костромы.
Вторая беда – дорожная инфраструктура. Я не о состоянии дорог, я о дорожной схеме. Почти четверть жителей Ярославля нанизана, как шашлык на шампур, на одну-единственную дорогу – Московский проспект. Другая четверть ярославцев – заволжские – находится в рабской зависимости от пропускной способности Октябрьского моста через Волгу. Новый мост, Юбилейный, не в счет, — он расположен достаточно далеко, предназначен для транзитного грузового транспорта, и наши горожане пользуются им не от хорошей жизни. То есть половина населения Ярославля висит на двух тоненьких ниточках, которые легко прерывает любое дорожное недоразумение. Из какого бы угла Фрунзенского района вы не пробирались в Центр, в Брагино или за Волгу, вам придется сначала выезжать на Московский проспект. В Заволжском районе – аналогичные проблемы, все дороги сначала ведут на мост, а уж потом туда, куда вам нужно. Это дополнительное расстояние равносильно дополнительному налогу на всех ярославских юридических и физических лиц.
В силу дополнительных, по сравнению с большинством других городов, транспортных расходов наш бизнес изначально менее конкурентоспособен. У наших студентов, битый час теснящихся в троллейбусах и маршрутках, меньше времени на подготовку, чем у тверских и вологодских недорослей. То же самое касается наших домохозяек – у них остается меньше времени, чтобы найти магазин и выбрать товары с оптимальным соотношением «цена-качество». Я уж не говорю про трудности в личной жизни. (Пока доедешь, забудешь, к кому и зачем ехал!)
Видимо, как бесплатный сыр бывает только в мышеловке, так и бесплатная красивая архитектура бывает лишь в нагрузке к кошмарной транспортной схеме города.