Каждый день то в телепередаче, то в газете или журнале промелькнет очередное сообщение о борьбе жителей какого-нибудь поселка за сохранение местной школы или больницы. Симпатии корреспондентов и зрителей-читателей, конечно, на стороне борцов за спасение села. Ведь всем ясно, что если не будет школы, то семьи с детьми уедут в город, и у села не будет будущего. То же самое с больницей, газификацией, и так далее. Считается само собой разумеющимся, что надо всеми силами сохранять сельское население там, где оно сейчас живет.
Никто не спрашивает – зачем им там жить. Если говорить о потребностях сельского хозяйства в рабочих руках, то у нас их избыток. В России на селе живет (в пересчете на тысячу гектаров) в разы больше людей, чем в тех странах, которые являются главными экспортерами сельхозпродуктов: США, Австралии, Канаде, Аргентине. Для подъема сельского хозяйства надо повышать производительность труда, а не численность сельского населения. Ведь любой первокурсник знает, что при избытке рабочей силы нет стимулов повышать производительность и зарплату.
Может быть, в деревне выше качество жизни, и поэтому деревенских надо спасать от переселения в город? Но материальный достаток и продолжительность жизни в городе выше. Да и вообще, раз люди переезжают из села в городе, значит, им так лучше. Представьте себе, что наши далекие предки, спустившись с деревьев и научившись ходить по земле на двух ногах, озаботились бы сохранением традиционного уклада жизни на ветвях. Они должны были бы не отходить далеко от близлежащего леса, после охоты и рыбалки забираться на ночлег назад на ветки, а также снабжать пищей тех членов рода, кто так и не решился спуститься вниз. Ведь нельзя же бросать на произвол судьбы наш исконный исторический ареал обитания – кроны деревьев, освоенные многими поколениями предков!
Особенно умиляет забота о сохранении деревень, проявляемая благополучными горожанами. Дети и внуки тех, кто когда-то вовремя уехал из голодной и бесправной деревни, они ощущают в себе духовную связь с заброшенной малой родиной, и делают все возможное, чтобы как можно больше людей остались хлебать то, что Карл Маркс неполиткорректно назвал «идиотизмом деревенской жизни».