На прошлой неделе я пару дней провел в Липецке, много общаясь с местными жителями. Невольно сравнивал их с ярославцами. Общее впечатление – мы другие.
Районы частной застройки в Липецке издали напоминают наши перекопские уголки Забелицы и Творогово, или район Мельничной. Но только издали. При ближайшем рассмотрении оказывается, что и дома, и приусадебные участки какие-то одинаковые. Почти нет облезлых и раскуроченных, но нет и роскошных. Все дома сделаны и покрашены на одинаковый, очень невзыскательный вкус. Плодовые деревья и кусты на огородах тоже почти одни и те же по всему городу. Ни тебе садоводческих изысков с альпийскими горками у одних, ни разрухи и запустения у других. Как будто у всех липецких обитателей одинаковые вкусы, общий для всех образ жизни и примерно равный уровень доходов.
Скорее всего, этот каток, проехавший по мозгам липецких горожан, называется НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат). С этим гигантским заводом связана вся жизнь города. Привычка из поколения в поколение всей толпой работать в общем муравейнике по одинаковым для всех «Правилам внутреннего трудового распорядка» усреднила людей.
В этом смысле ярославцы мне больше нравятся. У каждого в голове – свои тараканы, непохожие на соседских. Один вкалывает, второй пьет, третий деньги копит, четвертый на бирже играет. Районы частной застройки в Ярославле похожи на лоскутное одеяло. Богатые ухоженные дома стоят рядом с полуразвалившимися хибарами. Даже имущественное неравенство я Ярославле сказывается по-разному. У нас нередко дорогие изначально коттеджи облезли и обветшали без хозяйского присмотра, а рядом маленькие небогатые домики сияют свежей краской и выглядят вполне благополучно.
От общения с людьми в Липецке остается примерно такое же впечатление, как и от тамошней недвижимости. Ярославцы разнообразнее одеваются, неодинаковы в манерах и разговоре. Разумеется, этого нельзя заметить, сравнивая одного нашего и одного липецкого. Но, понаблюдав за сотней человек, на это нельзя не обратить внимания.
Видимо, сказывается долгая и извилистая история Ярославля. Среди нас есть потомки купцов и мещан с двухсотлетним и более стажем, а есть и дети вчерашних колхозников. Есть выходцы из рабочих, из чиновников, из офицеров, из интеллигенции. А внутри каждого социального слоя – своя мозаика. Одно дело быть дочерью учителя или врача, и совсем другое – быть правнучкой учителя или врача. Совсем не то, например, в Липецке, который как большой город существует всего-то полвека, и почти все его жители – из окрестных деревень.
Одним словом, ярославская жизнь – этакая «цветущая сложность». Странно ощущать свой город своеобразным «Нью-Йорком на Волге», но в некоторой степени дело обстоит именно так.