Меню Закрыть

Да здравствует ремесло!

Можно ли много зарабатывать честным трудом? Можно, если это труд предпринимателя или, на худой конец, наемного менеджера. То есть организовывать работу других людей. Если же вы чувствуете в себе силы, достаточные для освоения сложной профессии и для настоящей работы, но не уверены в том, что вашим призванием является руководство людьми, как быть? Как обеспечит себе достойный заработок, не связанный с обладанием руководящим креслом и несколькими десятками подчиненных? Есть ли профессии и специальности, подходящие для такого выбора?

Есть. Это виды работ, которым соответствует старинный термин ремесло. Применительно к нашему времени ремесленные профессии – те, что, во-первых,  работают на конечного потребителя, во-вторых, не нуждаются в большой организации. Первое условие – работа на конечного потребителя – означает, что платить за работу должен непосредственно ваш заказчик. Как правило, физическое лицо, или, на худой конец, малое предприятие. В этом случае ваши квалификация и добросовестность будут оценены по достоинству.

Например, врачу-стоматологу платят те, кто на своей шкуре чувствует эту самую квалификацию исполнителя. Стоматолог-халтурщик долго на рынке не продержится, народная молва быстро разнесет слухи о выпадающих пломбах и пыточных сверлах. Именно поэтому даже в уравнительное советское время общественное мнение легко мирилось с повышенным благосостоянием зубных врачей. Сейчас – тем более.

Гораздо меньше преимуществ у хорошего специалиста там, где его работа является частью коллективного руда. Например, врач-кардиолог может быть сколь угодно хорошим врачом, да и сфера его деятельности гораздо более важна, чем состояние челюсти (от кариеса, по крайней мере, не умирают). Но, поскольку личная заслуга кардиолога в выздоровлении (или смерти) больного неочевидна, растворена в общей заслуге всей больницы, то и заработки кардиологов меньше, чем стоматологов. Причем не только в России. Там, где врач остается один на один с больным, и ему не нужны никакие помощники, — врач, как правило, хороший и богатый. Там, где врач, — один из многих причастных к лечению, — он беден и далеко не всегда хорош (хороший не станет работать в таких условиях).

Существуют ли профессии, которые являются «ремесленными» по своей сути, но пока еще не осознаются людьми как таковые? Иначе говоря, какие профессии через некоторое время станут доходными потому, что напрямую выйдут на рынок? Учитель начальных классов. Не удивляйтесь, это действительно так.

Каждый год, начиная с зимы, родители будущих первоклашек начинают приставать к знакомым с расспросами насчет того,  в какую школу лучше отдать ребенка. Если их советчики достаточно информированы, то они высказываются в том смысле, что для начального образования нужно выбирать не школу, а конкретного учителя. Потом, в средней школе (начиная с пятого класса), можно будет перевести ребенка в какую-либо профильную школу, где лучше поставлен весь учебный процесс. Но первые четыре года обучения от школы почти ничего не зависит, все определяется одним-единственным человеком – учителем. Ведь младшеклассники ни с кем больше не общаются. Если повезло с первым учителем, – ребенок будет иметь фору перед сверстниками на всю оставшуюся жизнь. Если не повезло, — даже в самой лучшей средней школе не исправят изначально заложенных дефектов образования и воспитания.

Продвинутые родители давно это уяснили, и «охота» на учителей начинается задолго на начала учебного года. В педагогической среде прекрасно знают, кто из учителей начальных классов чего стоит «по гамбургскому счету». Очень хороших среди них немного, два-три десятка на весь Ярославль. Большинство из них, естественно, уже занято своими вторыми, третьими или четвертыми классами.  Следовательно, лишь менее десяти человек из их числа ежегодно освобождаются для приема очередных первоклассников. Далеко не каждая школа может похвастаться наличием такого ценного актива, как престижный учитель начальных классов. Так что конкуренция среди родителей за то, чтобы попасть в «их» классы, разворачивается жесточайшая. Вычислить этих учителей несложно – надо узнать, у кого учатся дети учителей данной школы. Иногда достаточно ознакомиться со списком учеников, и, обнаружив в нем отпрысков городской элиты, можете быть уверены, — это именно «тот» класс и именно «тот» дефицитный учитель.

Правда, сами «элитные» учителя практически ничего, кроме любви и уважения, с этого не получают. Дополнительную ренту за особую квалификацию учителя начальных классов присваивает школа в целом. Чем больше в школе детей высокопоставленных чиновников и бизнесменов, тем лучше финансирование и прочие блага. Вряд ли какая-нибудь Лидия Никифоровна или Вера Александровна, проводя уроки и «сея разумное, доброе, вечное», догадывается, что свежеотремонтированный спортивный зал – это ее персональная заслуга. Если бы устроить аукцион, выставив на продажу места в «престижных» начальных классах, цена составляла несколько тысяч долларов на каждого первоклассника.

Разумеется, такое положение не может сохраняться вечно. Уменьшение числа школьников (демографический спад) обострит конкуренцию между школами. А переход в недалеком будущем на финансирование образовательных учреждений по ГИФО (государственных именных финансовых обязательств), при котором ученики смогут выбирать любую школу, принося с собой бюджетные деньги, заставит школы переманивать друг у друга хороших учителей, чтобы заманить их учеников. Учителя начальных классов станут самыми высокооплачиваемыми в школе, а в педагогическом университете конкурс на факультет начального образования превысит конкурс на любом другом факультете.

Статья опубликована в журнале «Элитный квартал»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.