Позавчера, в воскресенье, министр образования и науки Андрей Фурсенко (прошу не путать с его братом – президентом российского футбольного союза) в своем интервью дел понять, как вверенное ему министерство надеется ограничить размах фальсификаций единого госэкзамена в выпускных классах. Напрямую он эту технологию не описал, но я из его слов понял следующее:
1. Министерство не собирается хватать за руку и отбирать у школьников сотовые телефоны, наушники и прочие гаджеты. Оно будет лишь призывать местные департаменты и директоров школ «иметь совесть». Как кот Леопольд в конфликтах с мышами. Здесь можно уверенно сказать – Фурсенко показал, что он реалист и понимает, что исполнимо, а что неисполнимо.
2. Министерство будет анализировать сводки итогов ЕГЭ по регионам, статистически выделять регионы, где распределение оценок выбивается из общих закономерностей (то есть где подозрительно много отличников), и целенаправленно искать нарушения правил проведения ЕГЭ именно в этих регионах.
То есть директорам областных департаментов образования и школам дают понять: «Если результаты ЕГЭ вашего региона будут лучше, чем у соседей, мы постараемся найти на вас компромат и наказать». В конце концов (года через два-три) местные школьные власти поймут, что фальсифицировать можно, но не слишком. Главное, иметь меньший процент фальсификаций, чем у других. В результате начнется конкуренция между областями за то, чтобы не оказаться в черном списке «самых богатых на отличников регионов».
А как быть, если в данной области действительно хорошо работают школы, и ЕГЭ объективно выше, чем прочих губерниях? Их будет проверять Министерство, старательно искать нарушения, искать возможность наказать руководителей. Поэтому, если у вас хорошие выпускники, то лучше не усугублять средний балл, и не допускать фальсификаций. Фурсенко пытается сделать областные департаменты образования и педагогов своими союзниками в борьбе с фальсификацией ЕГЭ. Он надеется, что им станет невыгодно способствовать завышению результатов.
Не окажется ли в итоге, что областное образовательное начальство, запуганное возможными репрессиями, решит, что спокойнее иметь у себя малограмотных школьников? Ведь им как ни завышай, все равно средний балл по ЕГЭ будут убогим. По крайней мере, не будет оснований обвинить регион в массовых фальсификациях.