То ли наш бывший министр финансов, то ли его заместитель как-то сказал: «Когда у людей появляются деньги, они начинают делать две вещи – пить водку и покупать недвижимость». С макроэкономических высот оба вышеупомянутых увлечения кажутся одинаково тяжкими пороками. Так ли это?
Если пьянство считается преимущественно русской забавой, заменяющей профессиональный спорт, то вложение средств в покупку недвижимости распространено по всему миру. Неужели разумных бюргеров и джентльменов, старательно откладывающих из ежемесячной зарплаты по пятьсот евро на намеченную через десять покупку дома, можно приравнять к бесшабашным пьяницам? Люди надеются сдавать второй дом или вторую квартиру в аренду, и тем самым обрести долгожданную финансовую уверенность.
Матерые экономисты всячески отговаривают их, с цифрами в руках доказывая, что недвижимость ничуть не надежнее, чем прочие виды инвестиций. Что на рынке недвижимости надуваются такие же пузыри, как и на фондовом рынке. Что падение цен на квартирном рынке лишь кажется менее глубоким, чем на рынках акций или драгоценных металлов, но зато оно бывает более длительным. Что в пересчете на процент от вложенного капитала арендная плата уступает даже банковскому депозиту. (Например, сейчас в Ярославле ежемесячная арендная плата за однокомнатную квартиру в среднем не превышает 0,6% цены этой квартиры, то есть около 7,5% годовых). Что сдача квартиры в аренду влечет свои немалые риски (затопление, пожар, нанесение ущерба имуществу), которые придется страховать за свой счет. (В отличие от банковского депозита, который в пределах 700 тысяч рублей застрахован государством). Что поиск арендаторов требует времени, в течение которого жилплощадь простаивает. Что в случае кризиса обедневшие арендаторы съедут, а новых не найти. И тому подобные аргументы.
На самом деле рынок выравнивает все виды инвестиций по критерию «риск-доходность», и вложения в недвижимость ничем не лучше и не хуже других вложений. За что же профессиональные финансисты не любят недвижимость? За то, что она «уводит» с рынка огромные деньги, которые финансисты хотели бы видеть вложенными в акции, облигации, депозиты и прочие подотчетные финансистам инструменты. А так все деньги пролетают мимо клюва в сторону риэлтеров.