Меню Закрыть

Где учат малому бизнесу?

Мы привыкли, что на каждую профессию есть свой факультет в университете, или, на худой конец, своя специальность в ПТУ. Раз есть профессия, значит, ей где-то должны учить. Водителей – на шоферских курсах, пилотов – в летных училищах, врачей – в мединститутах, олигархов и высших чиновников – в небезызвестном кооперативе «Озеро». А где учат малому бизнесу?

Может быть, на экономических факультетах, где есть специальность «менеджмент»? Но, во-первых, менеджер и предприниматель – это две разные профессия, два разных способа мышления, и два разных человеческих типа. Предприниматель (он же, говоря на иностранный манер, бизнесмен) создает бизнесы, а наемный менеджер ими руководит. Во-вторых, количество выпускников менеджерских специальностей (в первую очередь МВА) в любой стране в разы и даже в десятки раз меньше, чем численность предпринимателей. У многих ли в Ярославле есть диплом менеджера? Зато действующих предпринимателей, официальных и незарегистрированных, считая мелких коммерсантов, риэлтеров, турагентов, строительных подрядчиков, частных парикмахеров, и т. п. – десятки тысяч.

Как и большинство проблем, проблема предпринимательского образования решается естественным образом, – бизнесмены стараются заниматься такими видами деятельности, которые у них, в силу опыта и ранее полученного образования, лучше получаются. Те, кто когда-то учился на биолога, кто пять университетских лет провел за микроскопом или в виварии, хорошо осваивают «ремесленные» виды бизнеса, где успех зависит от собственных усилий предпринимателя и от ежеминутного внимания к мелочам. Поэтому бывший биолог – идеальный руководитель специализированного магазина (не сетевого!)

Математик – это, как известно, машина для анализа ситуации и принятия оптимальных решений. Поэтому, чем сложнее бизнес, чем больше он зависит от многих изменчивых факторов, чем большее количество угроз и возможностей кроется в данной сфере деятельности, тем успешнее в этом бизнесе математики. Неудивительно, что в страховании и торговле ценными бумагами математики вне конкуренции, выигрывая даже у профессиональных экономистов. Впрочем, на Западе профессиональный экономист, в отличие от профессионального менеджера, тоже в первую очередь математик.

Поскольку у каждой специальности есть свои плюсы и минусы, то начинающий предприниматель должен честно составить баланс сильных и слабых сторон своего образования, и выбрать подходящую для себя сферу деятельности. Если вы закончили юридический факультет, и суть вашей квалификации заключается в умении сопоставлять фактические обстоятельства с нормативными документами, то вряд ли вы преуспеете в рекламном бизнесе. Там нужны совсем другие качества.

С каждым годом выбор точки приложения сил усложняется. Дело в том, что традиционные специальности как «школа жизни» устаревают.  Так, исторический факультет с каждым годом учит вещам, все более «узким» с точки зрения современной цивилизации: только работе с текстом, а не со всем комплексом сегодняшней информации (в первую очередь, визуальными образами и аудио-информацией, в частности, музыкой). Поэтому историки, получив хорошую квалификацию, могут ее применить на все меньшем числе рабочих мест (только там, где работа с текстом). Да и среда общения на исторических факультетах становится слишком уж отличной от остальных тусовок, так что, проучившись всерьез пять лет, выпускнику трудно адаптироваться к обстановке, где преобладают люди с другим способом восприятия информации (а их большинство). В этом смысле историки становятся похожи на психологов —  там всегда обучение приводило к сужению круга общения себе подобными, главным образом коллегами.

Аналогичным образом, военное образование, раньше считавшееся универсальной «школой успеха», перестает быть таковым. Известно, что «японское экономическое чудо» 1950-1980-х годов сотворили бывшие офицеры (особенно флотские), после войны оставшиеся без работы и в массовом масштабе занявшиеся предпринимательством. В 1990-е очень многие офицеры бывшей Советской Армии тоже пытались заняться бизнесом, но преуспели немногие, и костяк нынешнего российского предпринимательского сословия составили не они. Видимо, бизнес в наше время требует несколько иных качеств, чем полвека назад; одной самодисциплины и организаторских способностей недостаточно. Надо понимать изменчивую конъюнктуру и уметь нравиться потребителю, чему в армии не учат.

Спасение, как всегда, заключается в разнообразии. Появляются все новые виды товаров и услуг, поэтому даже предприниматель с очень странной конфигурацией знаний и навыков может найти для себя дело, где он будет «самым-самым». Например, тонко чувствуешь рыночную конъюнктуру, хочешь торговать, но плохо переносишь общение с людьми, — займись интернет-торговлей. Педагогическое образование и работа в школе приучили смотреть на любого собеседника как на несмышленыша, — займись прямыми продажами или даже сетевым маркетингом. Там «учительский» подход дает неплохие результаты. Найди свое дело, и успех придет.

Статья опубликована в журнале «Деловая среда»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.