Есть сегодняшние горячие точки, и есть завтрашние. С сегодняшними все ясно. Это банкротные или предбанкротные предприятия вроде «Холодмаша» и «Русьхлеба». Это вымирающие сельские районы, где чуть ли не большинство жителей относится к статистической категории «одинокий пенсионер женского пола». Это те городские кварталы и отдельные дома, в которых коммунально-бытовая разруха дошла до крайней степени, и жильцы не живут, а выживают, виртуозно используя редкие (как правило, ночные) минуты нормального напора воды, и ухитряются пользоваться засорившейся канализацией. Об этих фактах пишут газеты, тревожные репортажи о положении дел в этих горячих точках показывают по телевидению, туда приезжает «разруливать ситуацию» большое и мелкое начальство.
Одновременно с вышеупомянутыми в Ярославской области есть места, которыми мало кто интересуется. Там ничего серьезного не происходит, завтрашний день похож на вчерашний, люди живут и работают (или делают вид, что работают) так же, как они это делали двадцать-тридцать лет назад. Но именно в этих местах формируются будущие горячие точки, создаются предпосылки грядущих социально-политических конфликтов и экономических проблем. Сегодня эти будущие горячие точки – не «лежачие» предприятия и колхозы как наследие индустриально-аграрного прошлого, а те сферы деятельности, где нам не удается освоить новые, постиндустриальные технологии: информационная отрасль, государственное и муниципальное управление, сфера услуг, досуг, образование, наука, СМИ.
Например, «левые» ВУЗы – созданные без году неделя филиалы различных университетов и академий с красивыми названиями, в которых числятся (а фактически теряют время и деньги) около половины всех студентов области. Их выпускники считаются на рынке труда специалистами «второго сорта», они могут трудоустроиться на приличную работу только по знакомству. На наших глазах закладывается несправедливая дискриминация половины целого поколения молодых людей, закладываются будущие обиды, социальная злость, стремление к эмиграции из страны, где все так нелепо устроено.
Последствия бурной деятельности «левых ВУЗов» по фактической продаже дипломов скажутся в самых разных вопросах: в демографии (уже упомянутая повышенная склонность к отъезду из страны тех, чье образование и квалификация не востребованы и фактически не признаются), в политическом экстремизме (дискриминируемые люди всегда заинтересованы в радикальной смене общественного строя), в повышенном уровне нервных и психических заболеваний (что неудивительно, — человек готовился стать юристом, а потом выяснил, что выпускников его факультета на работу по специальности не берут).
Другая сфера, где создаются будущие горячие точки, — регулирование земельных отношений в городе. Об этом много говорят и пишут, но преимущественно о коррупционных мотивах предоставления того или иного участка земли конкретному застройщику. Если бы чиновники не брали за землю взяток, то никто бы не обращал на эту сферу особого внимания. На самом деле коррупция лишь спусковой крючок, запускающий сложный механизм деградации городской среды.
Сначала городские власти разрешают приближенным фирмам точечную застройку в центре Ярославля; на свободных пятачках возводятся многоэтажки. Затем плотность населения в Кировском районе превышает предельный порог, и начинает захлебываться инфраструктура: падает напор воды в квартирах, дворы забиты машинами, детских садов не хватает, и тому подобное. В результате качество жизни в центре города снижается, падает привлекательность Ярославля как места проживания. Когда через 10-15 лет конкуренция за людей станет главной формой конкурентной борьбы, это обстоятельство сильно повредит перспективам нашего города.
Другой пример будущей горячей точки — поведение на дорогах. Представьте себе, что двое наших земляков одновременно подходят к двери в магазин. Станет ли кто-нибудь из них ускорять шаг для того, чтобы успеть войти в дверь раньше? Вряд ли. Скорее, наоборот, один демонстративно пропустит вперед другого. И уж совсем маловероятно, что, столкнувшись у входа, они будут ругаться или отталкивать друг друга. Это и неприлично, да и просто неразумно. А теперь представьте, что те же два человека сели за руль автомобилей, и одновременно подъехали к автостоянке у того же самого магазина. Ускорит ли кто-то из них ход, чтобы успеть раньше другого? Вполне вероятно. Станет ли тот, кого не пропустили, возмущенно сигналить? Очень может быть.
Когда от одного и того же человека можно ожидать вежливого отношения к другим — когда он пешеход, или когда он водитель? Ответ очевиден: за рулем люди ведут себя грубее и агрессивнее, чем они себе позволяют в обычных ситуациях. А теперь сопоставьте это умозаключение с тем статистически неоспоримым фактом, что доля автомобилистов в общей численности населения все время увеличивается. То есть наши соотечественники неуклонно переходят из относительно «вежливого» состояния в сферу действия менее цивилизованного, агрессивно-наглого поведения.
Разумеется, сам по себе автомобиль ни в чем не виноват. Просто массовая автомобилизация выявила в нас скрытую культурную отсталость и неизжитые комплексы. Всеобщее дорожное хамство стало мощным воспитательным фактором, – люди с детства видят, как взрослые поступают на дороге, и копируют этот стиль уже не только за рулем, но и во всех житейских ситуациях. Так что не удивляйтесь, когда кто-нибудь прошмыгнет перед вами в дверь и захлопнет ее перед вашим носом, — это побочные результаты «водительского воспитания». Нетрудно догадаться, как в недалеком будущем это скажется на качестве жизни в нашем городе и в России в целом. Решение данной проблемы гораздо важнее для конкурентоспособности города и страны, чем спасение от банкротства нескольких неэффективных предприятий.
Статья опубликована в журнале «Темы и лица»