Меню Закрыть

Грозит ли нам аутсорсинг?

Аутсорсинг – передача фирмой своих бизнес-процессов сторонним исполнителям, поставщикам услуг. В развитых странах это обычная практика ведения бизнеса, у нас пока – модный тренд. Главное преимущество аутсорсинга — он резко повышает уровень конкуренции в экономике. Например, если вы приняли на постоянную работу уборщицу, то вам остается лишь надеяться, что ее добросовестность и хорошее здоровье, в которых она уверяла вас при трудоустройстве – не блеф. Когда вы ее нанимали, она победила в конкурентной борьбе за место в штате вашей фирмы. Но теперь конкуренция для нее закончилась, можно расслабиться. Ей надо лишь работать не настолько плохо, чтобы возникла угроза увольнения. Иное дело, если вы ежеквартально, по итогам тендера, заключаете договор на уборку офиса с клининговой фирмой. Для этой фирмы конкуренция не кончится никогда, и ваш офис наверняка будет чище (за меньшие деньги), чем при найме штатной уборщицы.

Точно так же наличие на заводе своего ремонтно-строительного цеха гарантирует регулярное раздувание объемов работ, завышение смет и качество ремонта ниже среднего по рынку. Если же РСЦ закрыть, а строительные услуги покупать на стороне, — меньше будет затрат, бардака и долгостроя. Если сторонний подрядчик допустит брак, ему можно не заплатить, можно судиться с ним. А своим рабочим-строителям вы в любом случае заплатите, а взыскать убыток с РСЦ как своего подразделения не сможете. Поэтому для отечественной экономики, с ее патологически низким уровнем конкуренции, аутсорсинг очень полезен.

Вторая причина, по которой аутсорсинг найдет в России много поклонников, заключается в неэффективном менеджменте. Наш молодой, по мировым меркам, бизнес еще плохо справляется текущими задачами управления фирмой: хромает дисциплина, не отлажены бизнес-процессы, неоптимальна внутренняя структура, низка мотивация рядового персонала. В этих условиях менеджеры, измученные безуспешными попытками заставить подчиненных хорошо выполнять свои обязанности, видят спасение в передаче части работ на аутсорсинг. Это вполне рациональное решение. Русскому человеку всегда легче спросить и потребовать с «чужих», чем со «своих».  Поскольку коллектив фирмы – это «свои», то с коллег не принято спрашивать так же строго, как с внешних подрядчиков.

Данная закономерность касается не только начальников и подчиненных, она затрагивает и отношения по горизонтали. Наши люди охотно выгораживают коллег-бракоделов, помогая им скрыть ошибки. Делают они это не столько из человеколюбия (хотя и оно имеет место), сколько по въевшемуся в коллективное подсознание расчетливому соображению: «Сегодня я скрою от начальства твой «косяк», а завтра ты скроешь мой». Аутсорсинг успешно разрушает эту классовую солидарность. Чем больше аутсорсинга, тем меньше в фирме «своих» и больше «чужих», с которых можно спросить полной мерой.

Одни факторы способствуют успешному распространению аутсорсинга в России, другие препятствуют. Главный из последних – маленький «радиус доверия». Термин «радиус доверия» введен в оборот Фрэнсисом Фукуямой и обозначает, упрощенно говоря, круг лиц и организаций, от которых вы не ждете неприятностей. Чем цивилизованнее общество, тем больше в нем радиус доверия, — там вообще доверяют первому встречному. Например, японцы оставляют машины на стоянках, не вынимая ключи зажигания. А норвежские фермеры продают картошку, оставляя у дороги мешки с картофелем и банку для денег. Естественно, комфортнее жить в обществе с длинным «радиусом доверия».

В нашей стране «радиус доверия», не самый короткий в мире (во многих странах ни на кого, кроме близких родственников, нельзя положиться), но явно не дотягивает до стандартов развитых стран. Нас обсчитывают в магазинах, дурят турагенства, сотовые операторы и телеканалы; мы шпаргалим на экзаменах, недоплачиваем налоги, врем начальникам и подчиненным, соседям и попутчикам.

Так вот, длинный «радиус доверия» абсолютно необходим для широкого применения аутсорсинга. Бизнес отдаст важные функции сторонним исполнителям только в том случае, если он, во-первых, уверен в своевременном и качественном исполнении контракта; во-вторых, не опасается, что, допуская чужого подрядчика в свой бизнес-процесс, он подвергается риску коммерческого шпионажа или даже рейдерского захвата. Неудивительно, что мировой чемпион по аутсорсингу – Япония, далее идут Северная Европа и США с Канадой. В этих странах, например, в малом бизнесе вообще не принято держать свою бухгалтерию – данную услугу выполняют сторонние фирмы. Но чтобы такое стало возможным, нужно изжить зарплаты в конвертах, серые схемы, липовую отчетность, административный рэкет и торговлю конфиденциальной информацией. Поэтому самое многочисленное в мире бухгалтерское поголовье нам надолго гарантировано.

С прочими бизнес-процессами примерно та же ситуация. Свои-то сотрудники, хоть и плохи, но худо-бедно управляемы. А сторонний исполнитель – как кот в мешке; не знаешь, подведет или нет. Так что пока лучше по-старинке, собственными силами. Разумеется, в далекой перспективе у аутсорсинга нет альтернативы. Но не раньше, чем в России хотя бы немного увеличится тот самый пресловутый «радиус доверия».

Существуют и местная, ярославская специфика, благоприятствующая развитию аутсорсинга. Во-первых, люди готовы перейти из наемных работников в категорию независимых субподрядчиков лишь тогда, когда им не угрожает нищета. В депрессивных регионах все мечтают не о своем бизнесе, а о стабильной зарплате. Поскольку в Ярославской области, как известно, доходы населения относительно высоки (четвертое место в центральном федеральном округе — впереди нас только Москва, Московская область и переинвестированная Калужская), то ярославцы более склонны открыть свое дело, чем наши ближайшие соседи. Недаром по количеству малых предприятий на 100 000 жителей Ярославская область занимает 4-е место среди всех субъектов Российской Федерации.

Во-вторых, специалисты некоторых профессий, в силу технологических особенностей своей работы, не любят трудиться под чьим-либо началом, и норовят при первой возможности уйти на вольные хлеба. Случайно или нет, но в нашей области оказались крупные вузы – «рассадники» кадров для аутсорсинга. Это медицинская академия, несколько математических факультетов (в одном ЯрГУ им. Демидова их два), театральный институт, отделение менеджмента экономического факультета. Так что без кадров малый бизнес не останется

Статья опубликована в журнале «Деловая среда»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.