Бог с ней, с политикой, нам-то что делать? Выработанное за кошмарный ХХ век чутье на приближение катастрофы (кто не чуял, те не выжили) подсказывает, что надо что-то предпринимать для индивидуального спасения. Что можно посоветовать тем нашим землякам, кто озабочен не судьбами своей великой страны, а разными мелкими мещанскими проблемами вроде будущего своих детей и источников дохода в собственной старости?
Во-первых, не вкладывать деньги в любые проекты, связанные с государством. Никто не знает, сохранится ли существующий строй, государственный аппарат и принятые им на себя обязательства. Вспомните, как потеряли сбережения вкладчики советского Сбербанка в период гиперинфляции начала 1990- годов, как в те же годы накрылись медным тазом выстраданные ожидания квартирных очередников на советских заводах и учреждениях. Так что софинансирование будущей пенсии (на каждый вложенный вами рубль государство добавляет свой рубль для вашей пенсии) представляется мне крайне рискованной затеей – с кем вы будете софинансироватся после возможной смены государственного строя?
Во-вторых, выйти из политически уязвимых активов. Например, продать акции (неизвестно, не отменит ли новая революционная власть итоги приватизации и не вернет ли все назад в общенародную собственность) и купить что-либо такое, что никак нельзя национализировать.
В-третьих, источники планируемых доходов следует максимально приблизить к простым человеческим потребностям. Если вы работаете в парикмахерской или на хлебозаводе, то при любых властях вам обеспечена работа и кусок хлеба. А если вы, не дай бог, продаете дорогие иномарки в автосалоне, то неизвестно, не закроется ли ваш автосалон в условиях экономического кризиса. Если вы – врач-терапевт, но, скорее всего, ваше рабочее место сохранится при любых обстоятельствах. Если же вы – медсестра в кабинете пластической хирургии, то прежний поток пациентов и доходов вам отнюдь не гарантирован (Богатые пациенты сбегут за границу или сядут в тюрьму за прежние заслуги).
Гром не грянет – мужик не перекрестится… Гром уже грянул. Кто не услышал – сам виноват.