Если спросить людей в разных странах о степени важности той или иной персоны в планетарном масштабе, то большинство укажут на президента США как на самого влиятельного человека в мире. Лишь те, кто связан с экономикой, поразмыслив, отметят председателя Федеральной Резервной Системы США (ФРС) в качестве того, чья роль в мировой экономике абсолютно недосягаема для кого-либо другого. Будучи назначен на свой пост, председатель ФРС США практически несменяем, неподотчетен никому, а принимаемые им решения о ставках и нормах резервирования имеют для мирового сообщества куда большее и долгосрочное значение, чем законы и указы президентов и парламентов.
«Прошлый» председатель ФРС Алан Гринспен немало поспособствовал успехам постиндустриальной экономики и бешеным темпам роста мирового ВВП в 1990-2000-е годы. Ему же мы обязаны структурной разбалансированностью, предельной неравномерностью развития и кризисом 2008-2009 годов (продолжающимся и поныне). Именно Гринспена мы должны благодарить за дорогую нефть и за странное разделение труда, при котором экономика растет в одних странах, а потребление – в других. Я думаю, что через много лет его роль будет оценена как в целом позитивная; кризис забудется, а богатство останется. Нынешний председатель ФРС Пол Бернанке разгребает кризисные завалы, и пока неизвестно, с каким знаком он войдет в историю.
У России тоже был свой политик-финансист, чье влияние на нашу экономику невероятно велико. Речь идет о бывшем министре финансов Леониде Кудрине. Он позволял себе много, гораздо больше, чем может позволить себе просто министр. Неформальный аппаратный вес Кудрина связывали с его давним знакомством с Путиным, который, согласно распространенному мнению, именно благодаря Кудрину попал в Москву.
Как бы то ни было, в отличие от многих друзей нашего прошлого и будущего президента, министр финансов Кудрин использовал свое немалое влияние отнюдь не для личного обогащения. Он пытался выстроить надежную финансовую систему РФ. Защищая казну, он переругался со всей страной и постепенно стал занимать в общественном сознание место Чубайса – место главного злодея. Его уход закономерен и неизбежен. Вряд ли в столичной обойме найдется равный ему по масштабу борец за финансовую стабильность.