Что общего в гастролях звезд классической музыки и попсовых лабухов? Правильно, и те, и другие всегда опаздывают. В субботу, 7 мая, в филармонии высадился звездный десант — симфонический оркестр «Новая Россия» под предводительством Юрия Башмета, знаменитый скрипач Вадим Репин и пианистка Елизавета Леонская. Ярославская публика собралась заранее в фойе и безропотно ждала еще полчаса после начала назначенного времени.
В первом отделении давали 5-й фортепьянный концерт Бетховена. Леонская играла эту вещь довольно бравурную вещь совсем не так, как ее принято исполнять, а как-то нежно и вдумчиво, как сонату, как будто у нее за спиной не здоровенный оркестр, а пара флейтистов. Оркестр, под бдительным взглядом Башмета, «крался за солистом на цыпочках». Получилось здорово!
Во втором отделении бывший вундеркинд Репин (сейчас только «вундер» остался, а «кинд» уже давно вырос) играл 1-й скрипичный концерт Бруха. Произведение было специально подобрано для демонстрации сверхъестественного мастерства солиста. Со сцены полился поток звуков; несколько десятков инструментов оркестра не могли превзойти по разнообразию и звучности одну-единственную скрипку. Репин злорадно улыбался, и все это зрелище чем-то неуловимо напоминало скорее конкурс профессионально мастерства, чем культурное мероприятие. Музыка явно была менее важна, чем «крутизна» исполнителя. Но звуки-то были потрясающи!
Затем оркестр сыграл сюиту из «Ромео и Джульетты» Прокофьева. Лишенный тягостной необходимости думать в первую очередь о солистах, а затем уж о своем собственном звучании, оркестр показал себя во всей красе. Была такая мощь и динамика, что можно было простить и получасовое опоздание, и свойственную данного коллективу тягу к внешним эффектам. (Впрочем, я никогда не слышал их в столице, — может быть, они только для нас, провинциалов, так «эффектно, с нажимом» играют?)
И, наконец, в качестве бонуса оркестр «Новая Россия» исполнил знаменитый кусок из 5-й симфонии Бетховена. Торжественно-помпезная, абсолютно несовременная по своему эмоциональному строю, эта музыка зазвучала вполне по-человечески. Играли, на мой непрофессиональный взгляд, быстрее, чем сейчас принято, и получилось очень хорошо. Не пафосно, не мрачно, а именно так, как нужно, чтобы понять
Классика не картина на стене, классика то лучшее, что есть в каждом.
Только почему эти маэстро всегда опаздывают?