В этом году в демидовском университете открыли новый факультет – филологический. Известно, что филологи, то есть профессиональные литературоведы, много читают и много знают, но мало зарабатывают. Любовь к литературе заменяет им шкурный интерес. Хорошо, когда вас окружают приятные в общении люди с филологическим образованием. Как правило, они интеллигентны, вежливы, оказывают хорошее влияние на детей, и вообще улучшают человеческую среду. Хуже, если эти люди – ваши близкие родственники, и их скромные доходы самым прямым образом сказываются на вашем образе жизни.
С этой корыстной точки зрения каждый ярославец заинтересован в наличии в городе еще одного (наряду с филфаком педуниверситета им. Ушинского) филологического факультета, но также заинтересован в том, чтобы ни он сам, ни его родители, братья или сестры, ни его жена не попали в число его выпускников.
Но к вышеуказанной дилемме «литература или деньги?», традиционной для филологов всего мира, в последние годы добавилась еще одна, потенциально более опасная. Филологов учат работать с текстом. Поэтому они могут трудоустраиваться на любые должности, предполагающие работу с текстом, от написания должностных инструкций товароведов до разбора кляуз в районной администрации. Однако количество таких рабочих мест, ориентированных на текст, начинает сокращаться. Почему? Потому что наступает новая информационная эпоха, где главное уже не текст, а цельный образ. Информации так много, что читать ее некогда, приходиться «упаковывать» ее в картинку, доступную для мгновенного восприятия.
В разных сферах деятельности эта тенденция проявляется по-разному. Доценты и профессора на лекциях уже не столько рассказывают, сколько демонстрируют слайды-презентации. Тексты рекламных объявлений год от года сокращаются вплоть до одного-единственного слогана; в рекламных агентствах дизайнеры вытесняют копирайтеров. Дети читают все меньше и меньше, так как привыкли не запасать информацию «впрок» (авось когда-нибудь пригодиться), а черпать нужные сведения из интернета лишь по мере необходимости. Эрудированный человек уже не имеет таких преимуществ, как раньше. Ведь сколько не читай, больше, чем «Википедия», знать не будешь.
Так что, если думать о судьбе университета в будущем, надо открывать не филологический, а, например, факультет дизайна. Надеюсь, мы до этого доживем.