Меню Закрыть

Мы все учились понемногу

Начался учебный год. Первокурсники пошли на лекции. Все мыслимые и немыслимые ошибки в выборе ВУЗа и факультета уже совершены. Остается лишь в очередной раз удивляться тому, как люди, вполне разумно анализирующие информацию при покупке автомашины или туристической путевки, совершенно не думают по гораздо более важному поводу – о месте учебы и о будущей профессии их детей.

Печальный опыт показывает, что родители абитуриентов не верят в свои способности дать детям толковый совет на эту тему. Поэтому они ориентируются на общественное мнение. Их логика понятна: «Коллективный опыт всегда богаче индивидуального. Я могу ошибиться, а много людей сразу не ошибутся. Значит, надо поступать туда же, куда и все стремятся». Подобные рассуждения рациональны лишь в тех сферах, где действует оперативная «обратная связь», где дистанция между принятым решением и его последствиями невелика, например, на фондовым рынке.

Но рынок образовательных услуг относится к другому типу рынков, на которых волей-неволей приходится, говоря биржевым языком, «открывать длинную позицию». Правильным или неправильным был выбор ВУЗа и факультета, выяснится лишь по прошествии пяти лет учебы плюс первых пяти-семи лет работы, то есть через 10-12 лет.

Ну, с пятью годами учебы понятно, но зачем ждать еще несколько лет для того, чтобы убедиться, хорошее ли выпускник получил образование? Неужели через полгода практической работы не станет ясно, есть у него карьерные перспективы, или нет? Нет, не станет. Дело в том, что в одних ВУЗах делают упор на овладение инструментальными навыками, технологиями использования конкретных методик и программ, производственной практике. Их выпускники сразу же успешно включаются в работу, и вскоре получают повышение по службе. Но через несколько лет их начальство и коллеги начинают замечать, что данный специалист «топчется на одном месте», лишен стратегического мышления и имеет ограниченный кругозор. В итоге они так и остаются всю жизнь на уровне младшего или среднего звена управления.

В других ВУЗах основное внимание уделяют фундаментальной подготовке. Поэтому первые годы практической работы их выпускников заняты освоением практических техник и приобретением отсутствующих навыков. Но через несколько лет они, как правило, «догоняют» в карьерном росте своих коллег. В третьих ВУЗах (их, к сожалению, большинство), не дают студентам ни фундаментальной базы, ни практики, а заставляют записывать устаревшие лекции и болтать на семинарах. Их выпускники вынуждены всю жизнь переучиваться, преодолевая в себе выработанные в студенческие годы лень, авральный подход к работе и неистребимую тягу к халтуре. Пять-семь лет – это как раз тот срок, в течение которого становится понятно, удалось «по капле выдавить из себя» халтурщика, или не удалось.

Таким образом, в 2006 году престижными для поступления считаются те университеты и факультеты, чьи 27-29 летние выпускники сейчас преуспевают. Но эти баловни судьбы приняли верное «абитуриентское» решение 10-12 лет назад, в совершенно другой ситуации. Копировать его «один к одному» просто глупо. Ведь никто же не копит сейчас наличные доллары на том основании, что десять лет назад привычка складывать «зелень в матрас» оказалось правильным инвестиционным решением (вследствие дефолта).

Как быть основной массе читателей «Элитного квартала» — предпринимателям средней руки, специалистам коммерческих организаций, представителям малого бизнеса, а также членам их семей? Куда поступать? Скорее всего, вы хотели бы, чтобы ваши дети тоже пошли в бизнес. Следовательно, по непостижимой ярославской логике, вы собираетесь послать их на экономический или юридический факультеты Демидовского университета. Почему? Потому что дети других бизнесменов учатся там, и именно оттуда, видимо, выйдет непропорционально большое количество успешных людей.

Но где тут причина, и где следствие? Если бы в России действовал закон об обязательном филологическом образовании детей миллионеров, то именно филологические факультеты стали бы кузницей бизнес-кадров. А само-то по себе экономическое и юридическое образование способствует успеху в бизнесе, или нет?

Среди нынешних ярославских бизнесменов нет преобладания экономистов или юристов (по первому высшему образованию, то есть по тому ВУЗу, который определил склад их характера и стиль деятельности). Экономический и юридический факультеты готовят в первую очередь специалистов — людей, хорошо умеющих выполнять какую-то определенную функцию. Но от предпринимателя требуется нечто иное – умение связывать воедино работу разных специалистов, придавать смысл и динамику их совместной работе.

Общественное мнение смешивает в одну кучу такие разные вещи, как «экономика» и «управление», хотя на самом деле эти сферы деятельности требуют совершенно разного набора знаний и умений. Экономист с дипломом по специальности «Финансы и кредит» или «Мировая экономика» должен готовить себя к восхождению по карьерной лестнице в банке или филиале инофирмы, где он может стать высокооплачиваемым специалистом или даже топ-менеджером, но не бизнесменом. Юрист, не теряя «профиля», может заняться бизнесом лишь в том случае, если создаст свою фирму по оказанию юридических услуг.

На экономическом факультете есть специальность «Менеджмент», которая, казалось бы, изначально готовит не узких специалистов, а бизнесменов и руководителей. Однако до сих неясно, оправдана ли попытка «выучить» вчерашних школьников на руководителей. Преподавание менеджерских дисциплин должно осуществляться в форме деловых игр и разбора сложных практических ситуаций, в которых подростки, обладающие только школьным опытом, вряд ли смогут что-либо понять. Во всяком случае, в большинстве западных стран менеджеров готовят лишь из тех студентов, кто уже получил первую (четырехлетнюю) ступень высшего образования, проявил необходимые качества и приобрел некоторый жизненный опыт (как правило, несколько лет практической работы).

Вообще пора избавиться от совкового заблуждения по поводу того, что на всякую существующую профессию должна быть соответствующая специальность в ВУЗе. Например, такие факультетские специальности как «журналистика» и «бухгалтерский учет» носят в значительной степени искусственный характер. Хорошим журналистом может быть любой человек, умеющий видеть, писать и чувствовать язык. Хороший бухгалтер – тоже не столько набор определенных знаний, сколько особый склад ума и стиль работы (не случайно самые лучшие бухгалтеры получаются из математиков). В неменьшей степени это относится к такой многогранной профессии как бизнесмен.

Где же учат на предпринимателя? На любом факультете, где, во-первых, хорошо поставлен учебный процесс, и где, во-вторых, набрали неплохой состав студентов. Если вашему недорослю привьют умение системно мыслить, организовывать свою работу, эффективно использовать ресурсы (неважно, какие, — машинное время, библиотечный фонд, «телефонную базу» для соцопросов, лабораторное оборудование), то он впоследствии сможет стать успешным бизнесменом. Важно, чтобы он учился на том факультете, где востребованы его сильные стороны и склонности. Тогда он с самого начала почувствует вкус к успеху и поставит себе планку достижений на достаточно большую высоту.

Разумеется, выбор специальности повлияет на формирование стиля работы. Так, обучение на биологическом факультете (в Ярославле их два) прививает самостоятельность, ответственность («хорошо подвешенный» язык не спасет, когда надо предъявить лабораторные результаты), умение выполнять комплекс разнородных функций, но не стимулирует навыки командной работы. Поэтому естественная ниша предпринимателей, имеющих биологическое образование – малый бизнес. Студенты-психологи (два факультета в государственных университетах Ярославля, плюс несколько «околопсихологических» специальностей в недавно открытых филиалах иногородних ВУЗов), наоборот, привыкли все проблемы решать путем поиска необходимой информации и «сканирования» мнения многих людей по данному вопросу. Став бизнесменами, они преуспевают в тех сферах, где умение общаться является ключевым ресурсом.

Студенты-историки (два факультета в нашем городе) умеют перерывать горы документов и сопоставлять информацию из разных письменных источников. Этот навык помогает им добиваться успехов в банковском деле, на финансовой работе, в сфере страхования  и ценных бумаг. Однако выработанная за пять лет привычка к работе в одиночку мешает создать свой бизнес, поэтому среди бывших историков много квалифицированных бизнес-специалистов, но немного предпринимателей. В общем, с точки зрения подготовки будущего бизнесмена, каждый факультет имеет свои преимущества и недостатки.

У родителей будущих абитуриентов впереди целый учебный год. Потратьте его с пользой. Поговорите с выпускниками разных ВУЗов и факультетов (и не с двумя-тремя, а в десятью-пятнадцатью, не поленитесь потратить на их поиск много времени). Сходите на несколько факультетов разных ВУЗов, посидите там во время перемены, посмотрите на лица и манеры студентов и преподавателей. Понаблюдайте за ними в столовой (нигде так не видна сущность людей, как за едой) – как они общаются друг с другом, устраивают ли они вас как будущие коллеги вашего ребенка. Почитайте учебное расписание, постойте за дверью аудитории во время лекции и семинара, послушайте, о чем говорят и как говорят. Доверяйте собственной интуиции. Если вам показалось, что это не ВУЗ, а ПТУ, значит, так оно и есть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.