Меню Закрыть

От водопроводчика до ПИФа: наш ненавязчивый сервис

Среди прочих бед, в которых обвиняли и социализм в целом, и плановую экономику в частности, было неразумное использование рабочего и свободного времени. Квалифицированный рабочий и профессор брали отгулы на работе, чтобы сидеть дома и ждать прихода пьяного водопроводчика или приезда фургона с мебелью («Ждите с 8 до 17 часов»). Устав объяснять своему начальству, почему ремонт кухонного крана должен обходится родному заводу в полный рабочий день, люди сами брались за инструмент, объявляя стихийный бойкот обнаглевшей службе быта. Эта нетерпимая ситуация стала одной из причин краха советского строя.

Настал долгожданный капитализм. А как обстоят дела с использованием времени? Топ-менеджер просит отпуск, что контролировать ход ремонта в своей новой квартире. Начальник отдела сбыта, кормилец фирмы, половину рабочего времени висит на телефоне, пытаясь скоординировать действия строителей, взявшихся за постройку его дома (другую половину, как и все выходные, он проводит непосредственно на стройплощадке). Финансовый директор, в свое время вложивший сбережения в акции, теперь по полтора часа в день сидит в интернете, отслеживая фондовый рынок и боясь пропустить момент, когда надо будет срочно «выходить в деньги». Ночью ему сниться уже не баланс родной фирмы, а индекс РТС, и мнение Пола Бернанке для него весомее, чем приказ генерального директора.

С формальной стороны, разумеется, все к услугам потребителя. Со всех сторон рекламные объявления: «Мы отремонтируем!»,  «Мы построим!», «По минимальным ценам!», «С максимальным качеством!», «Обслужим, как родного!» (будто мы не знаем, как у нас с родней обходятся). И присутствовать во время исполнения работ от заказчика никто не требует. Наоборот, ремонтники будут только рады, если клиент, предоставив фронт работ, сразу же уйдет, чтобы не видеть, как они будут ржавыми гвоздями приколачивать собранный по помойкам гипсокартон. Не верите – посмотрите на качество кирпичной кладки в «новорусских» коттеджах (там, где хозяева еще не успели прикрыть брак форс-мажорной штукатуркой). Чуть ли не в половине случаев – халтурная кладка. А ведь это наиболее заметная и легко проверяемая часть работы. Что же творится там, где клиент не в состоянии проконтролировать? Почему, например, среди строителей наиболее популярны именно бесцветные марки противопожарных и противогнилостных пропитывающих жидкостей, так что впоследствии невозможно определить, была ли доска подвергнута пропитке, и если была, то сколько раз?

Аналогичное положение в сфере банковских вкладов и на фондовом рынке. Со стороны может показаться, что отечественный частный инвестор ну просто обласкан всевозможными финансовыми помощниками. Есть время и кураж играть на бирже – играй, нет желания – покупай пай в инвестиционном фонде. Не доверяешь одному фонду – диверсифицируйся, разложи средства по нескольким фондам. Не хватает образования, чтобы выбрать подходящий фонд – купи пай в индексном фонде. Управляющие будут вместо тебя отслеживать изменения курса акций по основным эмитентам, и постоянно поддерживать портфель акций индексного фонда в состоянии, адекватном общему росту (или падению) на фондовом рынке. Живи – не хочу! Мы сидим, а денежки идут!

Осталось только выяснить, куда они идут. Почему, например, новые ПИФы, пытающиеся выйти на рынок и привлечь вкладчика, как правило, добиваются доходности существенно выше средней? Зато потом, разместив паи и закупившись, вдруг резко теряют в доходности и начинают проигрывать рынку. Есть вопиющие случаи, когда рынку проигрывает даже индексный фонд, чего теоретически быть не может. (А мы-то знаем, что может, если управляющим фонда вдруг вздумается воспользоваться разницей ставок брокерских комиссионных при купле-продаже акций).

Вот и получается, что, обжегшись пару раз на ПИФах, частный инвестор сам садится за компьютер и начинает покупать и продавать акции на свой страх и риск. А частный застройщик, ни на кого не надеясь, берет на работе отпуск и с утра до вечера (за вычетом времени, проведенного на Вспольинском Поле и в других местах продажи стройматериалов) торчит на стройплощадке, контролируя строителей. В общем, все как со службой быта при советской власти.

Что же получается, господа вчерашние товарищи! Пока красные были в городе – на клиента плевали, белые пришли – опять на заказчика плюют! Куда потребителю податься? Видимо, дело не только в социально-экономическом строе. Есть и более глубокие сущности в нашем Отечестве…

Статья опубликована в журнале «Элитный квартал»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.