В одном из книжных магазинов (не буду его называть, — ведь мне не платили за рекламу) я обратил внимание на два стеллажа с книгами прямо противоположного содержания. Справа на глянцевых обложках броско пестрели названия гламурных романов. В давние-давние времена женщины зачитывались слезоточивыми романтическими историями; сейчас, судя по книжным полкам, времена изменились. Тексты современных женских романов отличаются язвительным языком и отсутствием каких-либо иллюзий по поводу доброты и благородства окружающего мира. Зато литература пытается стать самым настоящим учебником жизни. Львиная доля содержания этих книг – как вычислить заслуживающего внимания мужчину, захватить его и удержать в жестокой борьбе с конкурентками. И еще о том, как в процессе этой бухгалтерско-охотничьей деятельности получить максимум удовольствия (если не морального, то хотя бы физического). Цены: от 150 рублей за книгу (карманный формат в мягкой обложке) до 500-600 (в твердых корках с хорошей полиграфией).
На стеллаже справа – православная литература. О том, как спасти душу себе и близким, о святых и праведниках, о способах преодоления искушений, и тому подобное. Одним словом, как побороть в себе все то, чему учат книги, расположенные на соседнем стеллаже. Цены невысокие, начинаются от 40-50 рублей за экземпляр. Встречаются очень хорошо изданные, но все равно, как правило, не дороже 200-250 рублей.
Возникает естественный вопрос – почему греховная литература в два-три раза дороже душеспасительной? У меня два варианта ответа:
- Причина экономическая. Люди склонны к удовольствиям, в том числе греховным. Поэтому любая попытка увести их с этого пути на дорогу смирения и самоограничения должна подкрепляться материально. В частности, цены на книги должны экономически стимулировать душеспасительное чтение. Своеобразная дотация на спасение души.
- Причина социально-демографическая. Читатели «правильной», душеполезной литературы, как правило, люди пожилые и небогатые. Им не по карману дорогие книги. А с молодых, работоспособных читательниц гламура не грех содрать за книгу втридорога. Разница в цене книг на двух вышеупомянутых стеллажах отражает имущественное неравенство старшего и среднего поколений, и ничего больше. Мораль тут ни при чем.